САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

« Назад

15.03.2019 16:42

Декабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации.

Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь?

«Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики.

На этот раз мы побеседовали с Вячеславом Диановым.

- Какие ожидания от официального Минска в Москве? Ожидают ли «углубленной интеграции» в состав России или же реального построения Союзного государства, каким оно задумывалось 20 лет назад? Или же какие-то другие варианты интеграционных процессов ожидаемы в Кремле? Интересует ваше мнение.

- Ожидания, а, вернее сказать, притязания Москвы в отношении интеграционных процессов предсказать сложно, да и это на данном этапе неблагодарное занятие. Стоит понимать, что единой и утвержденной новой политики в отношении Беларуси не существуют. А существует модель взаимодействия, которая выработана между нашими странами за долгие годы сосуществования и кооперации. Сейчас ни Беларусь, ни Россия не готовы подвергнуть ревизии данную систему взаимодействия, существующую уже практически 30 лет. Поэтому, скорее всего, нас ожидает долгая перманентная интеграция, с небольшими шажками на встречу идеалам, заложенным ранее в союзном договоре.

- Как вы думаете, что произойдет в реальности? Затягивание процесса со стороны Минска в или усиление давления со стороны Москвы? Или наоборот Москва будет затягивать процесс? Какие результаты стоит ожидать, в течение 2019 года? Какая судьба ждет нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты?

- Я думаю, что в течение 2019 года ровным счетом ничего глобального не произойдет. Как всегда, будут небольшие пертурбации в двусторонних отношениях. Но природа этих микроконфликтов, лежит не в геополитической плоскости, а в взаимодействия наших государств в рамках рыночной экономики. За каждыми двумя шагами вперед к интеграции, стоит ожидать шаг, а то и два назад. Поэтому ждать того, что что-то кардинально изменится, не стоит. Если будет необходимо, то президенты двух держав встретятся, в оперативном порядке обсудят все вопросы и урегулируют то, о чем не могут договорится чиновники из правительства.

- Какие реформы потребуются реализовать Беларуси? Какие слои общества могут стать инициаторами этих реформ или же поддержать их?

Реформы как раз-таки и не нужны. А нужна модернизация и унификация в различных сферах - в первую очередь, в общественной и экономической. На данном этапе до сих пор не решен вопрос роуминга GSM коммуникаций - естественно, что в рамках Союзного государства роуминга быть не должно. Также остро стоит вопрос сертификации и стандартизации: нам необходимо вырабатывать общие стандарты и ГОСТы.  До сих пор нет ни одной программы студенческого обмена и академической мобильности между нашими странами. Поэтому, если об общей конституции, парламенте и общей валюте договориться пока нереально, стоит сосредоточится на более приземленных и волнующих население вопросах. Это те сферы и те позиции, где внедрить унифицированные стандарты и союзные правила игры можно безболезненно и оперативно. Как только союз станет для граждан обоих государств удобен, интересен и понятен, тогда и начнутся настоящие перемены. Исключительно всегда надо опираться в вопросах интеграции, да и в целом, на массы и только на массы. Без мудрости народа, только на волюнтаризме - союза не построить.

- Как далеко продвинется реформа политической системы Республики Беларусь? Видите ли вы возможные изменения в роли и функции президента, парламента, политических и общественных организаций?

Как я уже отмечал: только когда будет запрос низов на союз, тогда, и только тогда, верхи подстроятся под чаяния масс.  Пределам модернизации и унификации нет, вплоть до создания единого национального государства. Но для этого надо пройти долгий и кропотливый путь. Гадать какие функции будут у власти, и фантазировать на этот счет  - бесполезно. Если эти изменения наступят, то они будут естественны и ожидаемы. Сейчас же польза от этих фантазий - никакая. Можно сто раз повторить слово «мёд», но слаще от этого не станет. Так и тут, без притязаний народа, без запроса на интеграцию, без глубинной унификации жизненно важных сфер - вместо полноценной интеграции нас будут ожидать только редкие декоративные шаги, не влияющие на состояние реальных дел.

- Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет?

- Если мы пойдем по пути модернизации и унификации, то в ближайшее время интеграция не затронет все основные политические институты и механизмы. Именно политическая интеграция нас ждет в самом конце, но никак не в начале.

- Стоит ли проводить ли президентские выборы досрочно в 2019 году, или же в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей «демократизации»? Или же оставить все как есть?

- Ну, в сторону «демократизации» ясно ничего менять не стоит. Чем заканчивается «демократизация» мы прекрасно видим по примеру Украины: потеря территорий и гражданская война.

Поэтому сейчас менять ничего не стоит. Времени осталось уже не так много. Нет смысла сейчас делать необдуманные поступки, которые могут привести к реальным ошибкам. Трансформация политической системы это вам не фунт изюму.  Тут нельзя торопиться и нельзя перекраивать все за пару лет. История уже знавала такие быстрые изменения и как правило, ни к чему хорошему они не приводили. «Шоковая терапия» Беларуси явно не нужна.

politring.com



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.05.24

210 лет назад весной 1814 года победоносно для Российской державы завершилась одна из самых кровавых войн в истории. 31 марта 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в Париж, и империя Наполеона Бонапарта ушла в небытие. Жестокий враг был повержен в его собственном логове.

17.05.24

Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком.

13.05.24

Такой формат, как показал 2024 год, вполне себя зарекомендовал и жизнеспособен – общее шествие «Беларусь помнит» и в его составе «Бессмертный полк» - как отдельный элемент, но составляющий и идеологически и организационно единое целое с общей колонной. Так и должно быть – мы союзники, части Союзного государства и Победа у нас не индивидуальная, а одна на всех!

02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru