САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Лев Криштапович, доктор философских наук: Человеческие ценности несовместимы с капитализмом.

Лев Криштапович, доктор философских наук: Человеческие ценности несовместимы с капитализмом.

« Назад

Лев Криштапович, доктор философских наук: Человеческие ценности несовместимы с капитализмом. 19.04.2023 00:00

Политическая идеология капитализма с ее принципом «человек живет, чтобы делать деньги» низводит личность до животного состояния, лишает ее смысла жизни, человеческих ценностей. Все, что может сказать такая идеология о человеке, сводится, так сказать, к эгоизму, который якобы коренится в «неизменной» природе человека. Любые взгляды, выходящие за пределы такой идеологии, объявляются утопическими. Но человек демократический (Homo democraticus), который привержен ценностям справедливости, добра и равенства, не может не чувствовать фальши и своекорыстия во взглядах политических проповедников буржуазного делячества, то есть прагматизма.

Нынешняя плеяда рыночных политиков и политологов не любит демократических принципов. И это не случайно. Рыночные политики, для которых демократия – это всего лишь товар, который можно купить и продать или, другими словами, экспортировать или импортировать, объективно не приемлют демократии, принципы которой не укладываются в буржуазное ложе манипуляции и софистики. Рыночные политики с их апологией частного, акцидентального, иррационального неизбежно культивируют в человеке презрение к общественному, субстанциальному, разумному, то есть стремятся низвести человека на уровень животного бытия. Говоря словами Сократа, стремятся убедить человека, что он живет только для того, чтобы есть. Отсюда апофеоз низменных страстей, разгул политического, социального и культурного обскурантизма, демонстрация всевозможных шоу на тему желудка и пищи, принципиальное отрицание высших целей, общественного идеала. В таком обществе человеческие ценности (справедливость, дружба, добро, равенство) не пользуются расположением прагматической личности, и, хотя они и украшают фасад буржуазных институтов, однако, говоря словами Иисуса Христа, это гробы повапленные, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны нечистот и костей мертвецов.

На несовместимость человеческих ценностей с политикой буржуазного общества указывают объективные исследователи в самих США. «С одной стороны, американский образ жизни и ныне действующая мораль предлагают нам быть настойчивыми и агрессивными и убирать конкурентов со своего пути. С другой стороны, деятели церкви внушают нам смирение, любовь к ближнему своему, которая куда важнее и человечнее конкуренции. Современный манипулятор (буржуазная личность) глубоко чувствует это противоречие» [1, c. 128]. «Детей, - замечает Эрих Фромм, - в воскресных школах учат, что честность, искренность и забота о спасении души должны быть руководящими принципами жизни, в то время как «жизнь» (капиталистическая практика) учит нас, что следование этим принципам делает людей в лучшем случае мечтателями, утратившими чувство реальности» [2, c. 221].

В чем причина отрицательного отношения буржуазной идеологии и буржуазного общества к человеческим ценностям? В том, что человеческие ценности по природе своей антибуржуазны, общественны, коммунистичны, разумны. Своеобразное признание этой мысли делает ультрарыночник Фридрих Хайек: «…В принципе, чем умнее образованный человек, тем более вероятно, что он … разделяет не только рационалистические, но и социалистические взгляды… Рационалисты – люди по большей части просвещенные и интеллектуальные, а просвещенные интеллектуалы – по большей части социалисты» [3, c. 94]. Следовательно, логично предположить, что чем глупее необразованный человек, тем более вероятно, что он придерживается не только иррационалистических, но и буржуазных взглядов. Вот почему в буржуазном обществе система образования ставит своей целью не повышение умственного уровня человека, а его оглупление. Это в то же время и непременное условие сохранения власти буржуазии над народом, сохранения власти меньшинства над большинством, что, разумеется, ничего общего не имеет с демократией. Деятельность «реформаторов» в постсоветских республиках – наглядная тому истина.

Проиллюстрируем эту истину на примере диалектики Гегеля. Диалектика Гегеля и сегодня является надежным умственным методом для раскрытия теоретической и практической несостоятельности буржуазной (рыночной) идеологии, основывающейся на софизмах буржуазных резонеров. «В наше богатое рефлексией и резонирующее время человек, который не умеет указать хорошего основания для всего, что угодно, даже для самого дурного и превратного, должен быть уже очень недалеким» [4, c. 286]. Разве в этих словах великого немецкого мыслителя не слышно насмешки над современными рыночниками (кудринами, грефами и им подобными), которые ограбление народа оправдывают на том основании, что это сделано именно в интересах самого народа.

Нет ни одного положения буржуазной (рыночной) идеологии, несостоятельность которой не раскрывалась бы гегелевской диалектикой. Вспомним знаменитый клич рыночников, что в результате приватизации «все станут собственниками». На чем основывался этот тезис? На абстрактной возможности всеобщего раздела общественной собственности, игнорирующей реальные условия так называемой приватизации. «Остроумие пустого рассудка, - иронизирует Гегель, - более всего наслаждается праздным придумыванием различных возможностей» [4, c. 315-316]. Рыночные идеологи со своим пустым рассудком даже не сознавали, что их праздная болтовня о возможности «всем стать собственниками» на самом деле свелась к невозможности «всем стать собственниками». «Возможно ли нечто или невозможно, - указывает Гегель, - это зависит от содержания, то есть от тотальности моментов действительности, которая в своем раскрытии обнаруживает себя как необходимость» [4, c. 317]. Вот и вышло, что в действительности, а не в возможности рыночная необходимость раскрыла себя таким образом, когда в результате либерализации цен, приватизации и акционирования собственниками стала ничтожная часть населения, а основная масса народа лишилась собственности.

Не менее софистически были аргументы рыночников о современном буржуазном обществе. Свое витринное представление о капитализме они выдавали за его сущность и на этом основании доказывали его непреходящую природу. Гегель, разоблачая подобную политическую софистику, писал: «Важно содержание, важно, истинно ли оно. То, что предметы просто есть, еще не спасает их; придет время, и сущее станет несущим» [4, c. 255]. Суть дела, так сказать, не в атрибуте бытия, а в атрибуте необходимости. А вот с точки зрения необходимости существование капитализма уже не отвечает истине социального прогресса. Поэтому «конец истории» заключается не в увековечивании капитализма, а в его исчезновении с лица современного человечества.

Рыночная идеология по своей логике является идеологией буржуазного произвола. Рынок – этот произвольный символ буржуазных идеологов – трактуется исключительно антисоциально, фарисейски, иррационалистически, как и все буржуазные принципы вообще. «В философии, однако, - подчеркивает Гегель, - важно не то, что можно мыслить, а то, что действительно мыслят, и подлинную стихию мысли следует искать не в произвольно выбранных символах, а только в самом мышлении» [4, c. 255]. Вот почему буржуазную идеологию лишь условно можно отнести к разумному мышлению. Образно говоря, буржуазные идеологи представляют собой не мыслителей, ищущих истину, а старых волокит, пытающихся любым путем соблазнить молодых девушек. Отсюда вытекает психологический тип буржуазного (рыночного) политика, который в полном соответствии с философией Гегеля подпадает под определение лакейского. «Для лакея, - отмечает Гегель, - нет героя; но не потому, что последний не герой, а потому, что тот лакей, с которым герой имеет дело не как герой, а как человек, который ест, пьет, одевается, то есть вообще имеет с ним дело со стороны единичности потребностей и представлений» [5, c. 357]. Диалектика Гегеля красноречиво опровергает софистику лакеев буржуазного общества и их ветхозаветные претензии на построение однополярного капитализма.

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории» [6]. По словам Владимира Путина, сейчас на глобальном уровне осуществляется выработка основ, принципов гармоничного, безопасного, справедливого, социально ориентированного миропорядка.

Источники

1.Шостром, Эверетт. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992.
2.Фромм, Эрих. Иметь или быть? – М., 1990.
3.Хайек, Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М., 1992.
4.Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1.
5.Гегель. Феноменология духа // Сочинения. – М., 1959. – Т. 4.
6.Форум АСИ «Сильные идеи для нового времени» // kremlin.ru/events/president/transcripts/69039 (дата доступа: 27.07.2022).


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
18.05.24

210 лет назад весной 1814 года победоносно для Российской державы завершилась одна из самых кровавых войн в истории. 31 марта 1814 года русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в Париж, и империя Наполеона Бонапарта ушла в небытие. Жестокий враг был повержен в его собственном логове.

17.05.24

Мировое сообщество как социально интегрированное человечество, как консолидированная универсальность, не может нажиться за счет другой части человечества, поскольку оно включает в себя все другие части человечества, объемлет собой все человечество. Поэтому в интересах развития всего человечества необходимо, построения сообщества единой судьбы человечества необходима трансформация западного образа жизни, западной модели экономики и политики. Как подчеркивается в докладах ООН о развитии человека, «Запад не обладает монополией на демократию или терпимость, и не существует четкого исторического водораздела между толерантным и демократическим Западом и деспотическим Востоком.

13.05.24

Такой формат, как показал 2024 год, вполне себя зарекомендовал и жизнеспособен – общее шествие «Беларусь помнит» и в его составе «Бессмертный полк» - как отдельный элемент, но составляющий и идеологически и организационно единое целое с общей колонной. Так и должно быть – мы союзники, части Союзного государства и Победа у нас не индивидуальная, а одна на всех!

02.05.24

Израиль продолжает совершать военные преступления и преступления против человечности в оккупированной Палестине в беспрецедентных масштабах, заявляют власти Палестины. Несмотря на недвусмысленное требование Совета Безопасности ООН в его резолюции № 2728 от 25 марта 2024 года о «немедленном прекращении огня в месяц Рамадан с соблюдением всеми сторонами», Израиль заявил о своем неприятии данной резолюции и намерении игнорировать требования Совета, точно так же, как он проигнорировал постановление Международного суда ООН о временных мерах от 26 января 2024 года в соответствии с Конвенцией о геноциде.

28.04.24

События на Украине, развернувшиеся с 24 февраля 2022 года, трактуются как специальная военная операция. При этом действия со стороны коллективного Запада могут трактоваться как прокси-война.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru